Пенсионеры Приморского района, являющиеся подопечными КУ «Территориальный центр социального обслуживания (оказания социальных услуг) Приморского района г. Одессы», активно посещают направление культурологии социально-педагогической услуги «Университет третьего возраста» и проводимые библиотекой им. М. Грушевского мероприятия.
На этот раз лектор Татьяна Храмцова провела беседу о жизни и творчестве трёх художников постимпрессионистов: Сезанне, Ван Гоге и Гогене, упомянув также Сера, Синьяка и Тулуз-Лотрека.
  
Поль Сезанн (1839-1906) вырос в тихом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции. Сезанн является основоположником постимпрессионизма, впитавшего в себя много различных направлений. Сезанна отличает неустанный поиск света, цвета и новой техники. Поиск Сезанна проходит в трёх направлениях: натюрморта, портрета и любимого сюжета - "купальщицы".
  
Сезанн, проживший долгую жизнь, получил признание в преклонном возрасте и оказал большое влияние на Ван Гога и Гогена. Занятый поиском нового стиля, Сезанн предвосхитил в сжатой форме новые направления в живописи ХХ века.
Поиск художника, пытавшегося выйти за рамки академизма, когда всё лучшее уже создано, вполне оправдан, понятен и уважаем потомками, но современникам его натурализм казался приземлённым.
  
Винсент ван Гог (1853-1890) - яркий представитель постимпрессионизма. Множество мифов окружало образ художника.
Винсент ван Гог очень любил цветы , и друзья дарили ему их каждый день, зная, что они будут нарисованы. Один и тот же букет художник самозабвенно писал снова и снова. Знаменитейшие подсолнухи Ван Гога, имеющие несколько вариантов, более чем красноречиво свидетельствуют о постоянном поиске цвета. Найдя, казалось бы, раз и навсегда любимый жёлтый, художник обыгрывает его тысячу оттенков и полюбившуюся цветовую гамму: жёлтый, оранжевый и светло-коричневый... Известные картины «Сеятель»(1888) и «Жнец»(1890) также представляют продолжение поиска цвета. Солнце картин Ван Гога продолжает светить, греть и радовать зрителя и в наши дни.
И поздний Винсент ван Гог не остановился в поиске, изменив однако излюбленную жёлтую гамму на сине-зелёную - и вот перед нами свежие весенней чистоты ирисы как надежда на обновление.
Однако прогрессирующая болезнь наложила отпечаток на стиль художника. Растёт экспрессия, мазки становятся всё крупнее. «Звёздная ночь» (1889) с кипарисами - символами вечности - приводит художника к символизму.
Поль Эжен Анри Гоген (1848-1903) - художник, который вел постоянный диалог с Винсентом ван Гогом. Одной из известных картин Гогена является «Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи». Поначалу живопись Гогена отличалась светлым и мягким колоритом. Его поиску цветовой гаммы, например, в «Ундине»(1889), присущи изящные и тонкие мазки.
Позже Гоген, будучи банкиром и обеспеченным человеком, порвал с семьёй и выехал из Европы во французскую колонию на Таити, где и начал писать картины, которые удивляли европейцев необычайно яркой цветовой гаммой. Друзья Гогена просили его, чтобы он не возвращался в Европу - дабы не потерять колониальный шарм и мифический флёр.
Записала Мария Фетисова
|