Шутки Жака Оффенбаха


Распечатать

«Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро». Или Одесский театр оперетты посети - со всей ответственностью дополняю рекомендации Моцарта. Притом с этой целью прийти можно практически на любой спектакль. Яркие эмоции, высокие чувства, наслаждение сценическим действом гарантированы.Если же хотите похохотать беспечно, восхититься сладостным бельканто, окунувшись в легкомысленную, прелестную эпоху рококо,в новом сезоне спешите видеть оперетту «Шутки Оффенбаха», премьерой которой Одесская музкомедия завершила этот театральный сезон.

Составившие спектакль две очаровательные «шутки» - «Муж за дверью» и «Званый вечер с итальянцами», по мнению его режиссера-постановщика Владимира Подгородинского, скорее комические оперы, сочетающие виртуозную партитуру и водевильные мелодии, высокий стиль пения и буффонаду. Режиссер перенес действие во временаЛюдовика ХV - эпохурококо, где властвовали флирт и наслаждение, прелестные капризницы Ватто, галантные маркизы Буше. И написанная сто лет спустя очаровательная, жизнерадостная, искрометная музыка отца-основателя веселого жанра оперетты Жака Оффенбаха словно создана для этой яркой, изящной, легкомысленной эпохи. Постановка же стала блестящим миксом озорной буффонады, утонченного гавотно-менуэтного стиля и академического вокала.Спектакль схож с изящной музыкальной игрушкой. Сценография - версальская прихотливая, чувственная роскошь (художник-постановщик Станислав Зайцев). Здесь под белоснежными сводами ниш - прелестные портреты прелестных дам, а величественный, щедро украшенный портал драпирует алый занавес - сдержанный, хоть и яркий, акцент театральности происходящего. Мало того, треть пространства зрительного зала, затянутого нарядными шпалерами, становится продолжением сценического интерьера, возрождая традиции камерного театра. Согласитесь, с шестого ряда бельэтажа тонкие нюансы прелестных «шуток» разглядеть и почувствовать не удастся. Правда, зал лишь на треть заполнен... Но, уверена, билеты на этот спектакль достать будет невозможно.Дирижер-постановщик «шуток» ВадимПеревозников сохранил всю прелесть виртуозной оффенбаховской партитуры - поэтичной, кокетливой, озорной. Самое сложное, считает маэстро, сохранить единый стиль оркестра и вокалистов. К тому же - буффонную легкость не потерять. И с этой нелегкой задачей музыканты и артисты справились блестяще!А как хороши героини - Розита (Наталья Ткачук) и Сюзан (Лилия Духновская)! Актрисы предстали чарующими прелестницами в оболь-стительных платьицах, где фижмы позволяют любоваться белыми чулочками (художник по костюмам Елена Лесникова). Прямо драгоценные статуэтки, с голосами, звенящими хрустальными колокольчиками! Нежные, лукавые, капризные причудницы - в общем, истинные блондинки в пудреных париках. Они порхают, как бабочки, не теряя стремительной легкости ритма, пластичности, изящества поз отточенных мизансцен. И хотя балет в спектакле не предусмотрен, он сродни танцевальной стихии карнавального действа комедии дель арте, бесконечному бальному кругу беспечного гламура рококо. Под стать им и кавалер - изящный, как раритетная безделушка, вертопрах Флористан, наделенный прекрасным голосом и легкостью в мыслях необыкновенной (Александр Олтянов). Ну а влюбленный муж, который оказался за дверью, как и положено в эпоху царствования женщин, трогателен и простодушен (Тимофей Криницкий).С прекрасным дебютом можно поздравить и молодых артистов Екатерину Мысь (Эрнестина, схожая с фарфоровой балериной) и Виктора Мельника (вдохновенный, но, увы, безденежный Бонифас). Они не только обладают великолепными оперными голосами, но и блестящим актерским темпераментом. Даже рискованные акробатические этюды им подвластны. С удовольствием ждем новых встреч с ними. И совершенно неотразим в роли коммерсанта и заботливого папаши Шуфлери, обнаружившего к тому же и незаурядный талант лицедея Станислав Ковалевский! И хоть заявляет он: «Больше так я не играю!», пришедшая культурно отдохнуть публика признает папа' гениальным актером. В общем, молодым артистам театра есть чему поучиться у мэтров, демонстрирующих неиссякаемый кураж и мастерство.

 Колоритно артистичен и слуга Поль (Александр Кабаков) - простодушный выпивоха и прохвост. Все артисты, занятые в спектакле, явно наслаждаясь процессом, играют виртуозно, легко и смешно. И веселые, динамичные, остроумные «Шутки Оффенбаха», блистательно поставленные и сыгранные, уверена, станут жемчужинами репертуара Одесской оперетты.

Вероника Полищук