Зарегистрироваться
Запомнить меня
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Весь номер
Главная  / Номера  / №19  / Страсти по женитьбе — почти по Гоголю
карта сайта
№18 №19 №20
12 Мая 2018 года, Суббота
Архив всех номеров
Культура
Любовь, вознесенная к звездам
12.05, Суббота

Страсти по женитьбе — почти по Гоголю


Печатная версия
Ключевые слова:

Самая загадочная пьеса мистического классика Гоголя, видимо, новаторов и экспериментаторов от искусства притягивает, как магнит. Вспомните эпатажную «Женитьбу» в театре Колумба - пародию на спектакли теоретика и практика театрального гротеска Всеволода Мейерхольда, увековеченную Ильфом и Петровым в романе «12 стульев». Не обошел классическую пьесу и молодой талантливый режиссер Иван Урывский, вдохновения ищущий именно у классиков - Михаила Коцюбинского, Александра Вампилова, Карло Гоцци, Александра Куприна. Премьераего интерпретации «совершенно невероятного события» прошла на сцене Одесского академического украинского музыкально-драматического театра имени В. Василько.

Для режиссера, по его признанию, главное - вскрыть тему. Итак, вскрытие началось. Под чистую песню Сольвейг - мечту о любви, надежду на встречу с единственным, избавление от одиночества. Но девушка на выданье Агафья (Марина Климова) печалится и грезит безрезультатно. До тех пор, пока за создание ячейки общества не принялись ворожея-сваха Фекла и инфернальная личность Кочкарев, чья злодейская сущность проявилась в результате неудачной женитьбы. Они и есть главные герои спектакля. Мощная актерская харизма исполнителей этих ролей - заслуженных артистов Украины Ольги Петровской и Якова Кучеревского завораживает. Неистовая ведьма и томящийся циничный демон погружают действо в омут гоголевской чертовщины. И наворожила ведьма тоскующей девице женихов. В синем пламени, призрачном дыму появляются они из колодца - серые гомункулусы, недочеловеки - а все потому, что мужчина неженатый «просто бревно и никакого значения не имеет». Невеста же в нестерпимой жажде любви готова бежать, как собачонка, за первым встречным. Им как раз Кочкарев и оказался, убегающий с опаской и мстить решивший за жизнь свою женитьбою погубленную. Впрочем, у ведьмы-свахи не побалуешь! Крепко держит, как на поводке, невесту за длинную девичью косу - от нежелательных контактов оттащит, а куда надо направит. И единственным суженым, с кем суждено ей жить «долго и счастливо», становится серая особь, выбранная инфернальной парочкой из такой же безликой массы. В парафразе гоголевской «Женитьбы» Ивана Урывского жених даже собственного имени лишен. Подколесиным, помнится, у Гоголя его звали, и был он одним из главных героев. В спектакле же васильковцев имя жениха не важно - не один, так другой. Он просто безвольная марионетка, управляемая ведьмаком-Кочкаревым. Но сколько же страстной тоски в монологе зловещего свата, охмуряющего потенциальную жертву Гименея! Тоски о той единственной и невстреченной, о вымечтанном идеале семейного счастья. Жених же женитьбы боится панически - просто на уровне животного ужаса очень далеких пращуров наших. На кровожадную паучиху невеста, правда, совсем непохожа. Но вот связать свою жизнь навсегда... Вот потому-то перед венцом нередко плачут невесты, устраивают прощальные разгульные мальчишники женихи. Но все же тянутся, тянутся неудержимо к венчальному платью - символу искренности, глубины, чистоты чувств, недостижимому, кажется, но бесконечно желанному. Двухактную пьесу режиссер сконцентрировал в полуторачасовое действо, насыщенное до предела образами и страстями. От прекрасного сочного текста Гоголя мало что осталось. Особенно жаль ярких, шаржевых, смачных характеристик женихов Агафьи Тихоновны, слившихся в спектакле в безликую массу. Стилистика постановки - пластическая драма (хореограф Павел Ивлюшкин). Пластикой актеры передают весь спектр эмоций фантасмагории сценического действа - радость, смятение, страсть, нелепость отношений... И делают это виртуозно. Чего только стоит сватанье женихов - в формате безумного шоу! Агафья же свой монолог и вовсе, вися вниз головой на перекладине, читает. Ну как тут не вспомнить театр «Колумб»! Впрочем, читает так, что дух захватывает. В финале жертву матримониального обряда обрядили в лубочный кафтан. Невеста тоже платье подвенечное надела. Казалось бы, совет им да любовь. Не тут-то было. Несмелые объятия голубков спонтанно переходят в потасовку. Жених же не в окно - как в оригинале, а прямо головой в колодец, откуда он в начале брачно-колдовского действа и появился. Невеста ж быстро крышкою его прикрыла, к тому же наглухо ее заколотила. Под песню Сольвейг - «ты ко мне вернешься - мне сердце говорит».- Для меня этот спектакль не будет комедией, не будет «ха-ха», - заявил Иван Урывский.Ну, в общем-то, «ха-ха» в его замечательных спектаклях практически не встретишь. Но вот в финале «Женитьбы» я хохотала от души. «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!» - совсем по Гоголю. На сцене же Украинского театра появился еще один незаурядный спектакль. Действо безумное и щемящее, злое и сострадающее - достойное гения Гоголя.
Вероника ПОЛИЩУК   

Подписаться на номер
Архив номеров
Год Номер выпуска
Свежий номер
Скачать номер
(PDF 12 243.78 КБ)
Архив всех номеров
Нравится ли вам газета Одесский вестник?

Нравится
Не нравится
Читаю другие издания

Конкурсные закупки
Copyright © 2007-2018 «Одесский вестник» Подписка Реклама Авторское право Письмо в редакцию О газете От редактора Издания

Контакты

г. Одесса, ул. Еврейская 4, 3 этаж
Карта проезда
Приемная: (048) 722-28-30
Коммерческая служба: (048) 711-76-63, (048) 731-42-27
e-mail: odvestnik@te.net.ua
Погода Курс Валют
USD '.$usd.' '; if($stat1=='_green') echo ''; else if($stat1=='_red') echo ''; echo '
EUR '.$eur.' '; if($stat2=='_green') echo ''; else if($stat2=='_red') echo ''; echo '
RUB '.$rub.' '; if($stat3=='_green') echo ''; else if($stat3=='_red') echo ''; echo '
Создание сайта - Yesgroup
Информация о сайте