Зарегистрироваться
Запомнить меня
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Весь номер
Главная  / Номера  / №19  / Страсти по женитьбе — почти по Гоголю
карта сайта
№18 №19 №20
12 Мая 2018 года, Суббота
Архив всех номеров
Культура
Любовь, вознесенная к звездам
12.05, Суббота

Страсти по женитьбе — почти по Гоголю


Печатная версия
Ключевые слова:

Самая загадочная пьеса мистического классика Гоголя, видимо, новаторов и экспериментаторов от искусства притягивает, как магнит. Вспомните эпатажную «Женитьбу» в театре Колумба - пародию на спектакли теоретика и практика театрального гротеска Всеволода Мейерхольда, увековеченную Ильфом и Петровым в романе «12 стульев». Не обошел классическую пьесу и молодой талантливый режиссер Иван Урывский, вдохновения ищущий именно у классиков - Михаила Коцюбинского, Александра Вампилова, Карло Гоцци, Александра Куприна. Премьераего интерпретации «совершенно невероятного события» прошла на сцене Одесского академического украинского музыкально-драматического театра имени В. Василько.

Для режиссера, по его признанию, главное - вскрыть тему. Итак, вскрытие началось. Под чистую песню Сольвейг - мечту о любви, надежду на встречу с единственным, избавление от одиночества. Но девушка на выданье Агафья (Марина Климова) печалится и грезит безрезультатно. До тех пор, пока за создание ячейки общества не принялись ворожея-сваха Фекла и инфернальная личность Кочкарев, чья злодейская сущность проявилась в результате неудачной женитьбы. Они и есть главные герои спектакля. Мощная актерская харизма исполнителей этих ролей - заслуженных артистов Украины Ольги Петровской и Якова Кучеревского завораживает. Неистовая ведьма и томящийся циничный демон погружают действо в омут гоголевской чертовщины. И наворожила ведьма тоскующей девице женихов. В синем пламени, призрачном дыму появляются они из колодца - серые гомункулусы, недочеловеки - а все потому, что мужчина неженатый «просто бревно и никакого значения не имеет». Невеста же в нестерпимой жажде любви готова бежать, как собачонка, за первым встречным. Им как раз Кочкарев и оказался, убегающий с опаской и мстить решивший за жизнь свою женитьбою погубленную. Впрочем, у ведьмы-свахи не побалуешь! Крепко держит, как на поводке, невесту за длинную девичью косу - от нежелательных контактов оттащит, а куда надо направит. И единственным суженым, с кем суждено ей жить «долго и счастливо», становится серая особь, выбранная инфернальной парочкой из такой же безликой массы. В парафразе гоголевской «Женитьбы» Ивана Урывского жених даже собственного имени лишен. Подколесиным, помнится, у Гоголя его звали, и был он одним из главных героев. В спектакле же васильковцев имя жениха не важно - не один, так другой. Он просто безвольная марионетка, управляемая ведьмаком-Кочкаревым. Но сколько же страстной тоски в монологе зловещего свата, охмуряющего потенциальную жертву Гименея! Тоски о той единственной и невстреченной, о вымечтанном идеале семейного счастья. Жених же женитьбы боится панически - просто на уровне животного ужаса очень далеких пращуров наших. На кровожадную паучиху невеста, правда, совсем непохожа. Но вот связать свою жизнь навсегда... Вот потому-то перед венцом нередко плачут невесты, устраивают прощальные разгульные мальчишники женихи. Но все же тянутся, тянутся неудержимо к венчальному платью - символу искренности, глубины, чистоты чувств, недостижимому, кажется, но бесконечно желанному. Двухактную пьесу режиссер сконцентрировал в полуторачасовое действо, насыщенное до предела образами и страстями. От прекрасного сочного текста Гоголя мало что осталось. Особенно жаль ярких, шаржевых, смачных характеристик женихов Агафьи Тихоновны, слившихся в спектакле в безликую массу. Стилистика постановки - пластическая драма (хореограф Павел Ивлюшкин). Пластикой актеры передают весь спектр эмоций фантасмагории сценического действа - радость, смятение, страсть, нелепость отношений... И делают это виртуозно. Чего только стоит сватанье женихов - в формате безумного шоу! Агафья же свой монолог и вовсе, вися вниз головой на перекладине, читает. Ну как тут не вспомнить театр «Колумб»! Впрочем, читает так, что дух захватывает. В финале жертву матримониального обряда обрядили в лубочный кафтан. Невеста тоже платье подвенечное надела. Казалось бы, совет им да любовь. Не тут-то было. Несмелые объятия голубков спонтанно переходят в потасовку. Жених же не в окно - как в оригинале, а прямо головой в колодец, откуда он в начале брачно-колдовского действа и появился. Невеста ж быстро крышкою его прикрыла, к тому же наглухо ее заколотила. Под песню Сольвейг - «ты ко мне вернешься - мне сердце говорит».- Для меня этот спектакль не будет комедией, не будет «ха-ха», - заявил Иван Урывский.Ну, в общем-то, «ха-ха» в его замечательных спектаклях практически не встретишь. Но вот в финале «Женитьбы» я хохотала от души. «Чему смеетесь? Над собою смеетесь!» - совсем по Гоголю. На сцене же Украинского театра появился еще один незаурядный спектакль. Действо безумное и щемящее, злое и сострадающее - достойное гения Гоголя.
Вероника ПОЛИЩУК   

Подписаться на номер
Архив номеров
Год Номер выпуска
Свежий номер
Скачать номер
(PDF 8 778.37 КБ)
Архив всех номеров
Нравится ли вам газета Одесский вестник?

Нравится
Не нравится
Читаю другие издания

Конкурсные закупки
Copyright © 2007-2018 «Одесский вестник» Подписка Реклама Авторское право Письмо в редакцию О газете От редактора Издания

Контакты

г. Одесса, ул. Еврейская 4, 3 этаж
Карта проезда
Приемная: (048) 722-28-30
Коммерческая служба: (048) 711-76-63, (048) 731-42-27
e-mail: odvestnik@te.net.ua
Погода Курс Валют
USD '.$usd.' '; if($stat1=='_green') echo ''; else if($stat1=='_red') echo ''; echo '
EUR '.$eur.' '; if($stat2=='_green') echo ''; else if($stat2=='_red') echo ''; echo '
RUB '.$rub.' '; if($stat3=='_green') echo ''; else if($stat3=='_red') echo ''; echo '
Создание сайта - Yesgroup
Информация о сайте