Зарегистрироваться
Запомнить меня
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Весь номер
Главная  / Номера  / №10  / «Но помни: отходит поезд!»
карта сайта
№09 №10 №11
10 Марта 2018 года, Суббота
Архив всех номеров
Культура
10.03, Суббота

«Но помни: отходит поезд!»


Печатная версия
Ключевые слова:

Открытые читки в Одесском ТЮЗе.

Быть или не быть?
А если быть, то каким, как и зачем? Проблемой этой пытливое человечество терзается не одну эпоху. Свою попытку разрешить извечные вопросы предложил один из самых ярких современных украинских драматургов Максим Курочкин, чьи пьесы «Цуриков»
и «Переезд» были представлены
на открытых читках в Одесском театре юного зрителя имени Юрия Олеши.


Открытые читки - для театра новая форма. Это не спектакль в классическом смысле - готовый театральный продукт. Это скорее формула пьесы, после немногочисленных репетиций прочитанной актерами, стремящимися передать точный замысел драматурга.
Для режиссеров - это хорошая школа бережного отношения к материалу. Для театра - возможность прикоснуться к свежим пьесам современных авторов. Для актеров - практика концентрации, безошибочности игры. На читках ведь ни за партнеров, ни за внешние эффекты не спрячешься.
В формате открытых читок в Одесском ТЮЗе за четыре месяца было представлено четыре спектакля. То есть каждый месяц - премьера. Вряд ли какой-либо другой одесский театр может этим похвастаться. К тому же камерность читок рождает мощный энергообмен между актерами, зрителями, драматургом. И, не побоявшись февральской метели, Максим Курочкин приехал из Киева на читки своих пьес.
Итак, «Цуриков» (режиссер читки Артем Погосян). История, начавшаяся как бытовая драма, стремительно превращается в абсурд, фантасмагорию, чернушный фарс с реминисценциями Данте и Шекспира. Правда, автор, может быть, об этом и не подозревал? Ну а мне так показалось, по крайней мере.
Завязка пьесы - к главному герою, бизнесмену, судя по всему, успешному, но жизненные ориентиры подрастерявшему, жизненные ценности пообесценившему (замечательная игра Сергея Фролова), является дружок армейский закадычный, которому готов он предоставить все, вплоть до жены своей - «простой забитой интеллигентной бабы». Дружок же передал герою приглашение в гости от отца, умершего давно. И Цуриков собрался в ад. Мысль о том, что отец, впрочем, как и все остальные жители земли, может быть, в раю находится, ни ему, ни его окружающим и в голову не приходит. В общем, грехи свои, а также всего человечества, все ясно осознают. Но вопросом этим не заморачиваются, прекращать грешить не собираются - в общем, все обыденно, скучновато как-то, даже апатично.
Но, чтобы в ад попасть, придется заплатить сочувствием и жалостью к другому. Здесь высшая оплата за услугу - способность сострадать. Мятежный дух здесь правит - демон Манабозо, играющий людьми. Напрасно он пытался изменить звериную природу человека. Разочарованный, против него восстал. А люди все живут в животном отупении, не пытаясь даже очеловечить жизнь свою, невыносимую настолько, что посылают письма на тот свет с просьбой забрать их поскорее в мир иной отсюда.
Что жить так нельзя, что необходимо изменить хоть что-то в жизни человечества, приходит в голову лишь некоторым на досуге - на том свете. Затем-то и позвал туда своего сына Цуриков-старший. Дух отца надеется наследника подвигнуть на изменение, спасение - хоть отчасти - мира. Бог же в это время в аду от леденцов, которые людям он когда-то раздавал, обертки убирает.
Абсурдная реальность предельно концентрированного, емкого спектакля заставляет публику нередко хохотать. И, обязательно, - задуматься. Ведь ответить на вопрос о смысле и ценности жизни каждый должен себе сам, не довольствуясь схемами, теориями, лозунгами.
«Труд делает свободным» - не правда ли, убедительно звучит?
Как известно, фраза эта была написана над воротами нацистских лагерей смерти. Письмо еврея, отправленного в вагоне для скота в концлагерь, своему другу, «истинному арийцу», - тема пьесы-монолога «Переезд», представленной на читках режиссером Олегом Шевчуком. Интеллигент, интеллектуал - в глазах же конвоя, власти предержащей, - расходный материал, избыточная биомасса, которую вскоре сожгут в печах, - он, наблюдая муки попутчиков, издевательство охраны, строит конструктивно-оптимистичные планы, излагает по пунктам свое видение рациональной перевозки перемещенных лиц. Что это? Безумие, рожденное ужасом, иллюзии, дарующие надежду на выживание, а, может, смертельный сарказм? Олег Шевчук так читает этот монолог, что зрителей пронизывает леденящий ужас. Эпиграфом же к спектаклю стали строки Александра Галича: «Ни гневом, ни порицаньем давно уж мы не бряцаем: здороваемся с подлецами, раскланиваемся с полицаями. Не рвемся ни в бой, ни в поиск - все праведно, все душевно... Но помни: отходит поезд! Ты слышишь? Уходит поезд сегодня и ежедневно».
Вот такой непривычный - жесткий, саркастичный, насыщенный пересекающимися аллюзиями театр, заставляющий задуматься над ежедневностью и вопросами вечными. Остросовременный, свежий - учитывая, что сегодня театры почему-то практически не ставят современных авторов. Так что - спешите слышать и видеть. Следующие открытые читки в Одесском ТЮЗе - пьесы одного из наиболее востребованных украинских драматургов-реформаторов Натальи Ворожбит. Уникальное театральное событие, которое больше не повторится.

Подписаться на номер
Архив номеров
Год Номер выпуска
Свежий номер
Скачать номер
(PDF 16 065.36 КБ)
Архив всех номеров
Нравится ли вам газета Одесский вестник?

Нравится
Не нравится
Читаю другие издания

Конкурсные закупки
Copyright © 2007-2018 «Одесский вестник» Подписка Реклама Авторское право Письмо в редакцию О газете От редактора Издания

Контакты

г. Одесса, ул. Еврейская 4, 3 этаж
Карта проезда
Приемная: (048) 722-28-30
Коммерческая служба: (048) 711-76-63, (048) 731-42-27
e-mail: odvestnik@te.net.ua
Погода Курс Валют
USD '.$usd.' '; if($stat1=='_green') echo ''; else if($stat1=='_red') echo ''; echo '
EUR '.$eur.' '; if($stat2=='_green') echo ''; else if($stat2=='_red') echo ''; echo '
RUB '.$rub.' '; if($stat3=='_green') echo ''; else if($stat3=='_red') echo ''; echo '
Создание сайта - Yesgroup
Информация о сайте