Зарегистрироваться
Запомнить меня
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Весь номер
Главная  / Номера  / №09  / Чтобы был добрый плод воспитания, от родителей требуется ежедневный жертвенный труд
карта сайта
№08 №09 №10
3 Марта 2018 года, Суббота
Архив всех номеров
Духовность
03.03, Суббота

Чтобы был добрый плод воспитания, от родителей требуется ежедневный жертвенный труд


Печатная версия
Ключевые слова:

Вопросы православному священнику.

Как воспитать доброго и благочестивого христианина?

- Прежде всего, надо избавиться от какой-либо беспечности, когда речь идет о воспитании. У человека, приходящего в этот мир, душа представляет чистое поле, которое Господь Бог через Церковь и родителей желает засеять духовной пшеницей, чтобы оно принесло добрый урожай. Диавол через изощренные соблазны этого мира сеет на этом поле плевелы и всякую иную сорную траву. С самого рождения человек причастен к великой борьбе добра с силами зла. Приходилось ли вам, проходя сельской дорогой, встречать совершенно заброшенное поле, которое когда-то возделывалось? От края и до края оно полностью заросло высоким, почти в рост человека бурьяном. Ближе к краю растет крепкий колючий чертополох. Огромные кусты лопуха окружены плотной стеной жгучей крапивы. Остальное поле заросло осотом и лебедой. Ни одного колоска! Смотришь на этот бурьян, и внезапно пронзает острая мысль: это образ состояния души многих, живущих в этом мире.
Родители должны без всякого саможаления испытать, действительно ли они являются соработниками Бога в деле воспитания детей, которых Он им дал. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9:6). Дети - не только наше, но и Божие достояние. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс. 126:3). Как только в нашем доме появляются дети, для нас начинается особый жизненный труд, который требует от нас любви, мудрости, самоотверженности, долготерпения. Это хорошо понимали древние. Как не засеявший свое поле неизбежно будет страдать от голода, так и не воспитавший своих детей прольет много горьких слез. Чтобы был добрый плод воспитания, от родителей требуется ежедневный жертвенный труд. Себя для этого жалеть не надо: все воздастся позже. Когда дети будут самостоятельно идти путем спасения, а труды родителей уже закончатся, им будет радостно, что не поддались соблазну жить для себя. Будет постоянное желание благодарить Господа и Матерь Божию. «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин. 1:4). Это сказано о духовных детях, но полностью можно приложить и к родным детям.
Вся обстановка в доме должна содействовать христианскому воспитанию. О большинстве квартир, в которых живут православные христиане, этого сказать невозможно. По причине нашей духовной нечуткости наши дома сильно засорены предметами, которые как символически, так и реально чужды нашей вере.
В старину говорили: «Мой дом - моя крепость». Стены ограждали семью от тех страстей и пороков, которыми жил и живет мир. Стены давали возможность создать внутри дома атмосферу душевного тепла, радости, покоя. Телевизор все это отменил. Стены сломаны. Мир, кипящий страстями, ворвался в дом. Все, что происходит в разных странах (конфликты, насилие, аморальные скандальные истории и прочее), наполнило наши жилища. Люди оказались духовно незащищенными. Особенно пагубно это действует на детей, нежные души которых, как губки, впитывают этот сильнейший нравственный яд. Неокрепшая психика детей и подростков постоянно травмируется ежедневным потоком негативной информации. Рождаются нервозность, страх и неуверенность в себе. Болезни психики порождают болезни тела. Один философ и писатель XX столетия очень точно сказал: «Легко быть логичным, тяжело быть логичным до конца».
Есть горькая истина: все технические достижения зло использует гораздо активнее и эффективнее, чем добро.
Сейчас для подростков открылась еще одна зловещая опасность - развратные и грязные сайты в Интернете. Защитить от этого может только духовно-нравственный иммунитет, которым ребенок должен обладать еще до того, как он получит возможность самостоятельно пользоваться сетью.
Самый главный метод воспитания - пример родителей. Если мать и отец живут так, что для них благочестие - естественный образ жизни, то дети обязательно этому научатся. Дети хорошо чувствуют искренность и правду. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей, обижать и оскорблять друг друга. Это, как кислота, разъедает авторитет родителей в глазах детей, а если нет авторитета родителей, то духовно-нравственное воспитание становится недостижимым. Детей легко увлекает этот мир, в котором бездна соблазнов. Только авторитет родителей, их тепло, мудрость и жертвенный труд могут пересилить соблазны этого мира. Вся атмосфера в семье должна быть проникнута любовью. Тогда ребенок не только почувствует, но и осознает, что в этом огромном, холодном мире отец и мать являются для него самыми близкими и надежными людьми.
Надо держаться золотого правила: если ребенок провинился, не наставлять его сразу же. Ни гнев, ни раздражение, ни даже просто неспокойное состояние, которые по человеческой немощи неизбежны, не могут принести никакой пользы. Да и ребенок, совершивший плохой поступок, в первое время находится во всеоружии самооправдания. Когда же он успокоится, то начнет работать его совесть. Если мы делаем наставление по горячим следам, то просто проявляем лишь потребность выразить свое недовольство. Недостаток терпения и любви мы часто пытаемся оправдать мнимыми педагогическими соображениями. Преподобный схиархимандрит Моисей Оптинский, руководивший жизнью нескольких десятков монахов, все замечая, часто откладывал наставление на долгое время и потом напоминал о проступке, когда провинившийся был в спокойном настроении. Это имело изумительные результаты - человек исправлялся.
Библейское учение о воспитании основано на великой мысли, что Сам Бог, как Творец и Господь, воспитывает человека, направляя его на путь спасения. Чтобы Божественная педагогика исполнилась на наших детях, родители должны создать необходимые условия. Знаю маленьких детей, которых родители научили любить храм. Для этого нужно проявить мудрость и терпение. Благодать, которую дети получают в таинстве Причастия и в общей молитве за богослужением, дает тот духовный иммунитет, который хранит их на всех путях жизни.
Духовная пища у ребенка должна быть постоянной. Надо разумно подобрать книги для чтения. Сейчас такая возможность есть. Помню, в 90-е годы выходила замечательная книга Е.Н. Поселянина «Святая юность». В ней были собраны описания детских лет многих святых. Есть и другие книги, в которых духовное содержание соединяется с живостью повествования.

Является ли лень грехом?

- Лень есть проявление вялости и бездействия. Мудрый Соломон советует брать пример с трудолюбивого муравья: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего?» (Прит.6:6-9). Ленивый человек является обузой для других людей. Поэтому Священное Писание определяет лень как нравственный порок: «Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его» (Прит.10:26).
Лень, согласно Библии, считается также проявлением скудоумия: «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок» (Прит.24:30-32).
В новозаветных священных текстах также обличается лень. Ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал» (Мф. 25:26).

Как победить раздражительность?

- Раздражение - острое проявление озлобления и недовольства. Оно бывает быстротекущим и продолжительным. Причинами раздражительности всегда являются гордость и самолюбие. Сколько бы человек ни говорил о любви, он, раздражаясь, обнаруживает отсутствие в нем этой важнейшей добродетели. Св. апостол Павел указывает на отсутствие раздражения как на одно из проявлений любви: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7). Совершенная любовь является нравственным идеалом последователя Иисуса Христа. Любовь есть мера нашего христианства. Сколько в нас любви, столько же в нас христианства. Без любви наша религиозная жизнь является формальной, холодной и бесплодной. Один афонский старец как-то сказал: «Не упускайте возможности угодить Богу ласковым обращением с людьми». Мы порой ищем, что можно сделать хорошее для своего спасения, и не замечаем, что такая возможность рядом. Она предоставляется нам почти каждую минуту. Напротив, постоянной раздражительностью мы обесцениваем наш труд, совершаемый для спасения, ибо причиняем боль тому, за кого Христос умер (Рим. 14:15).
Не впадает в раздражительность тот, кто отрешился от нравственной беспечности, кто постоянно наблюдает за своими словами, делами и чувствами, помня, что любой грех удаляет нас от Бога. Нанесение обиды человеку, недовольство и озлобление против него, являются сугубым грехом, потому что он связан с нарушением одной из двух главных заповедей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12:31). Христианин не должен раздражаться. В отношении к любому человеку проверяется мера нашей христианской нравственности. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф.4:31-32).

Подписаться на номер
Архив номеров
Год Номер выпуска
Свежий номер
Скачать номер
(PDF 12 240.40 КБ)
Архив всех номеров
Нравится ли вам газета Одесский вестник?

Нравится
Не нравится
Читаю другие издания

Конкурсные закупки
Copyright © 2007-2018 «Одесский вестник» Подписка Реклама Авторское право Письмо в редакцию О газете От редактора Издания

Контакты

г. Одесса, ул. Еврейская 4, 3 этаж
Карта проезда
Приемная: (048) 722-28-30
Коммерческая служба: (048) 711-76-63, (048) 731-42-27
e-mail: odvestnik@te.net.ua
Погода Курс Валют
USD '.$usd.' '; if($stat1=='_green') echo ''; else if($stat1=='_red') echo ''; echo '
EUR '.$eur.' '; if($stat2=='_green') echo ''; else if($stat2=='_red') echo ''; echo '
RUB '.$rub.' '; if($stat3=='_green') echo ''; else if($stat3=='_red') echo ''; echo '
Создание сайта - Yesgroup
Информация о сайте