Зарегистрироваться
Запомнить меня
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Весь номер
Главная  / Номера  / №07  / «Нужно почву души умягчать и согревать»
карта сайта
№06 №07 №08
17 Февраля 2018 года, Суббота
Архив всех номеров
Духовность
17.02, Суббота

«Нужно почву души умягчать и согревать»


Печатная версия
Ключевые слова:

Вопросы православному священнику.

- Какой положительный пример может дать семья библейских времен современному обществу?

- Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоят в совместной жизни, в общем труде, взаимопомощи и рождении детей для продолжения рода (Быт. 2: 18, 20, 23). Из всех земных союзов брак является самым тесным: и будут одна плоть (Быт. 2:24). Семейный союз в Священном Писании рассматривается как символ завета Бога и Его народа: «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис. 54:5). Важно знать, что Сам Господь является стражем и хранителем семьи: «Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал. 2:13-14). Как видим, от того, кто не хранит семью, совершая прелюбодеяния и иные виды вероломства, отворачивается Сам Бог.
При создании семьи особая роль принадлежала родителям будущих супругов. Отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (Быт. 34:4; 38:6; Суд. 14:2). Реже предложение о браке исходило от отца невесты. Иногда жених сватался сам. Из Писания мы знаем, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с поручением к родителям невесты (Быт. 24:4-28). Большое значение имело благословение родителей. Оно было предпосылкой счастливого брака.
Между обручением и самим браком был промежуток времени от нескольких дней до года. В день свадьбы жених, наряженный матерью, с венцом на голове шел навстречу невесте (Песн. 3:11; Ис. 61:10). Его сопровождали брачные друзья. В Евангелии они названы сынами чертога брачного (Мф. 9:15). На невесте были покрывало, которое было знаком послушания мужу (1 Кор. 11:10), особый пояс, венец на голове, золотые украшения с драгоценными камнями. Об украшении невесты говорит тайнозритель: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Подруги выводили навстречу жениху невесту. К свадебной процессии присоединялись и другие люди. Свадебное торжество сопровождалось зажженными факелами, светильниками (Мф. 25: 1-10). Приглашенные гости должны были быть одеты в брачные одежды (Мф. 22:11-12). Свадьба продолжалась несколько дней. Все это время были застолье, пение, танцы, игры. Заключительным актом было отведение жениха и невесты в брачный чертог.
Согласно Писанию, настоящий брак должен принести супругам радость. Образами счастливого супружества изображается в Библии союз Бога с избранным народом, а в Новом Завете - соединение Христа и Его Церкви (Ин. 3: 29; 2 Кор. 11: 2). Поэтому увещевание апостола Павла сильно и ярко запечатлевается указанием на величайшую тайну - любовь Христа к Церкви (Еф. 5:22-32), а радость победы в последней битве добра со злом названа браком Агнца (Откр. 19:7).

- Почему у меня постоянно происходят колебания относительно веры?

- Не дано было знать тайны Царствия Небесного фарисеям, которые считали себя праведниками. Грех гордости ослепил их духовно. Они не только не признали Иисуса Христа Сыном Божиим, но и злостно клеветали на Него. Людям же, принимающим Христа, открыты благодатные источники веры. Начинается она с маленького, едва заметного росточка: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Обратим внимание на то, кто это произнес: отец тяжко болящего сына. Этот молитвенный вопль со слезами вырвался в ответ на вопрос Спасителя: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (9:23). Когда мы постигаем всем своим существом, что нам может помочь только Христос и никто, кроме Него, не может исцелить нас от греха и спасти от вечной смерти, вера наша обретает добрую почву и дает плод. Мы не можем найти Христа и получить от него спасительную помощь, минуя Церковь. Только в ее благодатном молитвенном опыте, в ее святых таинствах мы рождаемся духовно и соединяемся с Христом, Которого св. апостол Павел называет Начальником и Совершителем веры (Евр. 12:2). Церковь там, где Христос, потому что Он ее Глава, а она - Его Тело (Кол. 1:24). А что может быть первичным в нашей жизни, кроме Бога?
В чем учение Христа? Оно величественно и просто, как все Божественное. Его предельно кратко выразил Апостол Павел: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим. 1:15). Если мы не только умом, но и сердцем примем эту истину, тогда Евангелие откроется для нас как Благовестие о нашем спасении, и нам будут доступны тайны Царствия Небесного. И самая великая из них - любовь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин.15:12-17).
Чтобы вера наша перестала быть зыбкой, нужен труд. Он начинается с молитвенного обращения к Богу. Даже апостолы просили Иисуса Христа: «умножь в нас веру» (Лк. 17:5). И Господь подает. Но чтобы росток нашей веры не заглушили терния, надо очищать себя от них (от себялюбия, греховных навыков и привычек, страстей, духовной расслабленности и лени). Никто не исклюет семена нашей веры, если мы будем чаще удаляться мирской суеты и полюбим Храм, где «в крове Бога Небесного» (Пс.90:1) вера наша будет защищена от всего вредоносного, возрастет и принесет добрый плод. Наконец, нужно почву души умягчать и согревать. Ничто так не делает ее каменистой и холодной, как себялюбие, сосредоточенность на себе. Побеждать это надо добрыми делами и деятельной любовью к людям, помня, что: «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).

- Что такое фанатизм?

- Фанатиками (лат. fanaticus - исступленный; связано с корнем fanum - капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: «И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: «Ваале, услышь нас!» Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним» (3Цар. 18:26,28).
Святые отцы не применяли к христианам этот термин как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение «ревность не по разуму, неразумная ревность». «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств).
Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Гл. 44).
Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно...» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о предметах веры).
Слово «фанатизм» стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В XX веке в атеистическом лексиконе оно стало одим из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать церковь каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком. Помню случай. Немолодая женщина стала ходить в храм. Неверующий муж отнесся к этому снисходительно. Но когда через некоторое время она приобрела в церковной лавке лампаду и пришла с ней домой, то муж восстал и назвал ее фанатичкой. Другой человек начал наконец соблюдать посты. Самое умеренное желание его принять на себя даже скромные подвиги не ускользнуло от поразительной зоркости неверующих родственников. Вновь произносится это слово «фанатизм», которому атеисты приписывают какую-то особую полемическую силу.
Священное Писание научает нас с великой ответственностью относиться к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: «Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено» (Кол. 4:6) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. «Моя жизнь во Христе»).

- О так называемых повседневных грехах...


- Если вы заметили, в вечерних молитвах на сон грядущий, которые православные христиане читают каждый день, тоже перечисляются одни и те же грехи. Они, как сорняки, растут и растут в человеческой душе, но это совсем не значит, что их не надо пропалывать. Это касается так называемых повседневных грехов. Название неудачное - грех, измена Богу, назван повседневным, но, с одной стороны, так уж повелось, а с другой - это говорит о глубине нашего падения.
Что же касается грубых грехов, - грехов, которые обычно называются смертными, то их повторять недопустимо для православного христианина, они должны немедленно извергаться и врачеваться глубоким покаянием и ненавистью к этому греху.

Подписаться на номер
Архив номеров
Год Номер выпуска
Свежий номер
Скачать номер
(PDF 6 982.12 КБ)
Архив всех номеров
Нравится ли вам газета Одесский вестник?

Нравится
Не нравится
Читаю другие издания

Конкурсные закупки
Copyright © 2007-2018 «Одесский вестник» Подписка Реклама Авторское право Письмо в редакцию О газете От редактора Издания

Контакты

г. Одесса, ул. Еврейская 4, 3 этаж
Карта проезда
Приемная: (048) 722-28-30
Коммерческая служба: (048) 711-76-63, (048) 731-42-27
e-mail: odvestnik@te.net.ua
Погода Курс Валют
USD '.$usd.' '; if($stat1=='_green') echo ''; else if($stat1=='_red') echo ''; echo '
EUR '.$eur.' '; if($stat2=='_green') echo ''; else if($stat2=='_red') echo ''; echo '
RUB '.$rub.' '; if($stat3=='_green') echo ''; else if($stat3=='_red') echo ''; echo '
Создание сайта - Yesgroup
Информация о сайте