Памяти мастера


Распечатать

Одесса, Украина, театральное сообщество понесли невосполнимую потерю.Ушел из жизни Мастер и Педагог, без которого трудно представить театральную Одессу, народный артист Украины Игорь Равицкий. Режиссер от Бога, открытый и доброжелательный человек, влюбленный в театр.

Театр был его жизнью. Без малого тридцать лет Игорь Николаевич оставался художественным руководителем Одесского академического украинского музыкально-драматического театра имени Василя Василько, поставил там более двадцати самых разных спектаклей: от философской притчи, трагедии - до ностальгической романтики, гротеска, бесшабашной импровизации. Но любой из них заставляет задумываться о проблемах вечных, общечеловеческих, переживать их сердцем. И преданная любовь зрителей к Одесскому украинскому театру - без сомнения, заслуга его главного режиссера.
В Одесский украинский театр Игорь Равицкий пришел в 1984 году, когда его, тогда режиссера Сумского театра имени М. Щепкина, пригласили поставить спектакль «Тевье-молочник» по Шолом-Алейхему. Спектакль получил множество прекрасных отзывов. И в 1988 году Игорю Николаевичу предложили стать художественным руководителем театра. Его приход стал стартом неутомимых поисков новых возможностей и граней сценической выразительности, неординарного репертуара. Свои спектакли здесь создавали такие замечательные режиссеры, как Гедрюс Мацкявичюс, Алессио Бергамо, Владислав Троицкий, КЛИМ, Дмитрий Богомазов, Татьяна Борисова... Появились две экспериментальные сценические площадки - «Сцена 38» и «Зритель на сцене». И сегодня билеты на спектакли Украинского театра зрители раскупают за недели вперед. Сюда, наверное, со всей страны стекаются молодые талантливые актеры, мечтают сотрудничать с ним режиссеры из разных городов Украины.
Зрителю необходимы новые, свежие впечатления, театру - молодая свежая кровь, был убежден Игорь Николаевич. И на протяжении не одного года он с увлечением открывал и воспитывал юные таланты в театральном классе одесской школы № 37, студии киноактера, созданной при Одесской киностудии. По просьбе бывших выпускников ОНУ имени И. И. Мечникова создал болгарский театр, спектакли которого с успехом идут на сцене театра украинского.
За многолетний плодотворный труд, значительный личный вклад в развитие театрального искусства, культурное развитие Одессы Игорь Равицкий был неоднократно отмечен городскими наградами: в 2006 году - Почетным знаком отличия Одесского городского головы  «За заслуги перед городом», в 2011 году - Почетным знаком отличия Одесского городского головы «Трудовая слава», в 2016 году - муниципальной наградой  «Культурная столица» и Почетным знаком отличия Одесского городского головы «Знак Почета».  
Одессу он любил бесконечно, был предан ей, хотя получал ряд предложений уехать в другие города и страны. Мечтал создать своеобразный одесский триптих, объединенный любовью к городу: «Тевье-молочник», «Город моего детства» по пьесе Г. Голубенко, Л. Сущенко и В. Хаита и... Третьим должен был стать спектакль по мотивам романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Игорь Николаевич уже начал работу над пьесой... Надеемся, она обязательно увидит свет. Будут жить его спектакли, театр, которому Игорь Равицкий отдал свою жизнь. По-прежнему зал будет полон зрителей, отбивающих ладони в аплодисментах. Душа его останется здесь. А мы сохраним о нем благодарную трепетную память.
Вероника ПОЛИЩУК,
«Одесский вестник».


УХОДЯТ, УХОДЯТ, УХОДЯТ ДРУЗЬЯ...


Мы с Игорем Николаевичем не были друзьями в общепринятом значении этого слова. Не ходили друг к другу в гости, не перезванивались, чтобы просто поболтать. Но были и взаимная (надеюсь) симпатия, и что самое главное в дружбе - понимание. 
Это понимание шло через его творчество, через спектакли, поставленные им самим. Через спектакли, поставленные приглашенными им режиссерами в театре, в котором Игорь Равицкий был художественным руководителем почти 30 лет.
Чтобы снова всуе не употреблять слова дружба-друзья, перефразирую известную поговорку: «Скажи, кого ты приглашаешь на постановку, и я скажу, какой ты худрук».
Достаточно назвать имена Гедрюса Мацкявичюса, Алессио Бергамо, Дмитрия Богомазова, Владислава Троицкого, Юрия Одинокова, Ивана Урывского... Поставленные ими спектакли были событиями в театральной жизни Одессы.
Украинский театр, которым руководил Игорь Равицкий, всегда мне представлялся театром-новатором, театром-экспериментатором.
Это при Игоре Равицком в театре, кроме основной сцены, были созданы «Сцена 38» и «Зритель на сцене». Это при нем в спектаклях оживали статуи, а сценическим пространством, кроме самих подмостков, становился весь зал.
Спектакли самого Игоря Николаевича полностью оправдывали официальное название Украинского театра как музыкально-драматического. Они были насыщены музыкой, органично взаимодействующей с драматургией спектакля. В спектаклях Игоря Равицкого всегда присутствовала ненавязчивая, но говорящая символика. Как, например, непременный атрибут войны - котомки в спектакле «Кураж» по Брехту, спектакле, решенном по принципу киномонтажа. А в «Мерлин Мурло» по пьесе Николая Коляды железная кровать по мере развития действия из символа мещанского быта превращалась в символ несвободы и даже конца всего в жизни.
В Игоре Равицком всегда были творческая честность и взыскательность. Эти его черты ярко проявились, когда он сразу после премьеры снял с репертуара неудачный спектакль «Театр», поставленный им самим. Снял, хотя спектакль, Боже сохрани, не был, так сказать, освистан и даже собрал на премьере свою долю аплодисментов. Поступок честного художника, достойный уважения.
Более 20 лет мне доводилось писать об Одесском украинском музыкально-драматическом театре, но впервые пишу столь горькую статью, потому что каждое предложение в этой статье пишется в прошедшем времени. Было, было, было...
Мне остается выразить мое искреннее соболезнование жене и единомышленнику Игоря Николаевича народной артистке Украины Ольге Равицкой и сыновьям, потерявшим отца и друга.
Елена КОЛТУНОВА,
член НСЖУ, член НСТД,
Берлин.