«Мигдаль-Шорашим»: дух времени в знаках обыденного


Распечатать

«Мигдаль» в переводе с иврита означает «башня».И цитаделью традиций, истории
и культуры стал открывшийся в Одессе в далеком уже 1992 году Международный еврейский общинный центр «Мигдаль».В этом году он отпраздновал свой 25-летний юбилей. Выставкой «Четверть века» отметил годовщину Музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим».

Музей открылся в 2002 году в рамках программы Первой международной научной конференции «Одесса и еврейская цивилизация». А начало ему положила экспозиция «История и культура евреев Одессы», созданная новым музейно-образовательным центром «Шорашим», что означает «Корни». 
«Мигдаль» предоставил для создания музея квартиру на Нежинской, 66. Реестр ее жильцов обрывался на периоде начала ХХ века - кто здесь проживал до 1903 года, оставалось загадкой. И уже после открытия музея его сотрудник Владимир Чаплин нашел в архиве документ о создании в 1912 году в Одессе «Общества любителей иврита», к которому прилагался длиннейший список его участников. Среди них оказался Рубинштейн Шоэл Давидович, проживавший по адресу: Нежинская, 66. Кроме того, что Шоэл Давидович был любителем иврита, он был еще популярнейшим в Одессе частным врачом. И в квартире он не только жил со своей семьей, но и практиковал. Потому и давал в газеты объявления со своим адресом и даже объяснением, как туда пройти.


С экспозицией вначале очень помогли одесские коллекционеры - в первую очередь, Анатолий Дроздовский и Михаил Пойзнер, предоставившие свои коллекции во временное пользование. Сегодня же собрание музея насчитывает более 16 тысяч экспонатов. Его основная часть - подарки семей.
- Мы постепенно нашли свой основной метод формирования коллекции, который соответствует формату нашего музея, - рассказал его директор Михаил Рашковецкий. - Это квартира, а не дворец и не современная постройка. Потому мы собираем истории семей. Есть, конечно, в залах музея и экспозиции, посвященные очень известным людям. Но даже в таких случаях, если есть возможность, в них присутствует семейная интонация. У нас не Литературный музей, где лежат рукопись Бабеля и его ручка. В нашем музее - буфет его родителей из их последней квартиры на Ришельевской.
Здесь можно увидеть фотографии малышей, в 1914 году празднующих Хануку в находившемся на улице Черноморской санатории Ландесмана. Увы, ныне не существующем - оползни! И портрет их прапрабабушки, получившей когда-то рекомендацию для регистрации в Одессе от самого дюка де Ришелье. Подписывал он их, по словам Рашковецкого, для множества прибывавших в наш город, невзирая на имущественный ценз и конфессию.
Экспонаты несут отблеск человеческих жизней - книги, газеты, открытки, культовые предметы, обычные, но ставшие историей вещи. Как, например, ложечка с надписью «Fanconi». После погрома 1905 года ее «взял на память» один из завсегдатаев легендарного кафе. А затем уехал в Америку. Более ста лет спустя эту ложечку вернули в Одессу - в музей. Не любитель сувениров, конечно.
В музее проходит множество интереснейших выставок. Новая, под названием «Четверть века», посвящена последнему 25-летнему отрезку истории не только Еврейского общинного центра, но и всей Одессы - нашей с вами недавней истории. Здесь представлены реалии «лихих» 90 - начала 2000-х годов. Базируется экспозиция на материалах из фондов музея и личных коллекций. И, в первую очередь, - известного одесского коллекционера Анатолия Дроздовского, представившего замечательные материалы агитации 90-х годов. Есть здесь и купоны на продукты, и детские коллекции киндер-сюрпризов, и сумки-кравчучки, и картонные подставки под бокалы популярнейшего когда-то клуба «Вечерняя Одесса».
- Хотелось показать не только пафосные переломные моменты, но и то, чем была наполнена повседневная жизнь, передать ощущение близости истории, - поделился куратор выставки Владимир Чаплин.
Здесь есть издаваемые в ту пору газеты еврейских общин, альбом, посвященный уникальному одесскому еврейскому музыкальному театру «Мигдаль-ор» («Башня света»), материалы, рассказывающие о закладке в 2000 году первого камня Еврейского культурного центра Beit Grand. Любопытный стенд - отчет о деятельности одной из Еврейских общественных организаций того времени, сделанный на оборотной стороне глянцевых календарей 1991 года с изображением зарубежных звезд - Майкла Джексона, Элтона Джона, Лайзы Минелли... Представлены фотографии проведения первой молитвы на месте гибели во время оккупации одесских евреев в Большом Дальнике. Снимки популярнейшего интеллектуального турнира «Что? Где? Когда?» И фото с подписью «Экстрасенс Мария Марковна Ободовская проводит очередной сеанс в оздоровительной группе» - процедура весьма востребованная во времена, когда медиумы становились телезвездами, усаживая перед экранами жаждущее исцеления население.
За время существования музея здесь прошли десятки выставок, посвященных прошлому - бабелевской Одессе, военным годам...
- Иногда складывается впечатление, что о далеком прошлом мы знаем намного лучше, чем о том, что происходило на наших глазах совсем недавно. И эта выставка - о каждом из нас, - полагает Владимир Чаплин. - Ведь каждый день в реалиях обыденности мы творим дух времени, создаем историю.

Александра Рыбакова