Зарегистрироваться
Запомнить меня
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Весь номер
Главная  / Номера  / №04  / Семейный портрет в поэтическом интерьере
карта сайта
№03 №04 №05
28 Января 2017 года, Суббота
Архив всех номеров
Культура
Клезмер без границ
28.01, Суббота

Семейный портрет в поэтическом интерьере


Печатная версия
Ключевые слова:

При жизни они были неразлучны. Мать и дочь, замечательных одесских художниц Веру Кулигину и Татьяну Гончаренко, объединяли не только родственные узы, но и единое мироощущение - камерное и поэтическое, не очень вписывавшееся во времена тотальной 
идеологизации и художественных экспериментов.

Времена не выбирают. И долгое время их искусство - интимно-романтическое, воспевающее изысканность материальной красоты, флер тончайших движений души - оставалось «на задворках» господствующего официоза. Первая совместная посмертная выставка художниц экспонируется в эти дни в залах Одесского художественного музея.
В 1960 году Вера Кулигина закончила Одесское художественное училище по классу Александра Ацманчука и Моисея Муцельмахера. А в 70-х увлеклась техникой старых мастеров, открыв для себя новую стилистику, отличающуюся подробной, тщательной детализацией. Увы, рафинированные, утонченные ее работы отнюдь не вписывались в господствующие в те времена стилистические живописные тенденции. Официальная критика и пресса крайне мало уделяли внимания Вере Кулигиной, считая ее художником левого толка, ориентировавшейся на «упадническое» искусство конца ХІХ - начала ХХ века, в историю мировой культуры вошедшее под названием «Мир искусства». Впрочем, она этого и не скрывала, в одном из своих интервью рассказав, насколько близки ей «мирискусники» с их ретроспективизмом и тщательной проработкой отдельных элементов.
Живопись Веры Кулигиной называли «салонной» - ярлык, во времена ярого отрицания любых личностно-субъективных тенденций отнюдь не сулящий официального признания. Но художница говорила открыто: «Я не равнодушна к... русскому декадансу, а также к ХVІІІ веку, к Франции, к барбизонцам». К тому же на ее творчество, безусловно, оказал влияние боготворимый ею учитель - художник-философ, художник-поэт Александр Ацманчук, также пришедшийся не ко двору в эпоху всепобеждающего соцреализма.
Работы Веры Кулигиной - изысканны, удивительно театрально образны. Феерично прелестен, декоративен летний пейзаж со старинным музеем. Удивительно теплы стволы
деревьев, листва жасмина у позолоченной солнцем скамьи - хранительницы поэтических тайн. Дочь же, Татьяна, на портретах, написанных Верой Кулигиной, предстает тургеневской девушкой, чистой и цельной, в огромных глазах которой - поэзия души.
Для Татьяны Гончаренко мать стала главным учителем живописного мастерства. Хотя в Грековке она занималась у таких замечательных мастеров, как Геннадий Гармидер и Сергей Лукин. Мать передала ей любовь и вкус к точнейшей передаче деталей, тонкости мазка. Научила видеть глубину и поэзию в пусть подернутых патиной времени и судеб, но все же обыденных вещах - их философию и драматизм. Тонкий, деликатный художник, Татьяна писала, не упуская малейших нюансов, изысканные натюрморты с фаянсовой и фарфоровой посудой, старинным стеклом, почерневшей бронзой, хрупкими листками раритетных нот и кулинарных рецептов... С первого взгляда, казалось, задачи перед собой ставила откровенно декоративные. Но завораживающие ее натюрморты - сродни крупным планам кинокартин - магически «втягивают» зрителя в свое пространство, где раскрываются сущности, души вещей. Здесь малахитово-зеленые яблоки рифмуются с изумрудным оттенком заката. Тыквенная сочная ярь - с бледным свечением кухонной утвари и бархатистой, плотной фактурой семян. А сияющие животворностью соков плоды перекликаются с золотом переплетов старинных книг. И каким одиночеством веет от ветхого стула, забытого у обшарпанной стены.
Возможно, они пытались создать на своих полотнах идеальный мир - увы, реальная современность наша романтических грез и ностальгических просветлений, пожалуй, и вовсе не предполагает. Может, потому так грустны и замкнуты в себе лица на портретах художниц? Пытались и сумели - увидеть, задержать нечаянную, ускользающую красоту мгновения, материального совершенства, душевного откровения. Не расплескать, сохранить, запечатлеть - скрупулезными тончайшими мазками. Оставив восхищенным зрителям свой семейный портрет в поэтическом интерьере.

Журналист: Александра Рыбакова
Подписаться на номер
Архив номеров
Год Номер выпуска
Свежий номер
Скачать номер
(PDF 9 871.70 КБ)
Архив всех номеров
Нравится ли вам газета Одесский вестник?

Нравится
Не нравится
Читаю другие издания

Конкурсные закупки
Copyright © 2007-2017 «Одесский вестник» Подписка Реклама Авторское право Письмо в редакцию О газете От редактора Издания

Контакты

г. Одесса, ул. Еврейская 4, 3 этаж
Карта проезда
Приемная: (048) 722-28-30
Коммерческая служба: (048) 711-76-63, (048) 731-42-27
e-mail: odvestnik@te.net.ua
Погода Курс Валют
USD '.$usd.' '; if($stat1=='_green') echo ''; else if($stat1=='_red') echo ''; echo '
EUR '.$eur.' '; if($stat2=='_green') echo ''; else if($stat2=='_red') echo ''; echo '
RUB '.$rub.' '; if($stat3=='_green') echo ''; else if($stat3=='_red') echo ''; echo '
Создание сайта - Yesgroup
Информация о сайте