Зарегистрироваться
Запомнить меня
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Весь номер
Главная  / Номера  / №04  / Семейный портрет в поэтическом интерьере
карта сайта
№03 №04 №05
28 Января 2017 года, Суббота
Архив всех номеров
Культура
Клезмер без границ
28.01, Суббота

Семейный портрет в поэтическом интерьере


Печатная версия
Ключевые слова:

При жизни они были неразлучны. Мать и дочь, замечательных одесских художниц Веру Кулигину и Татьяну Гончаренко, объединяли не только родственные узы, но и единое мироощущение - камерное и поэтическое, не очень вписывавшееся во времена тотальной 
идеологизации и художественных экспериментов.

Времена не выбирают. И долгое время их искусство - интимно-романтическое, воспевающее изысканность материальной красоты, флер тончайших движений души - оставалось «на задворках» господствующего официоза. Первая совместная посмертная выставка художниц экспонируется в эти дни в залах Одесского художественного музея.
В 1960 году Вера Кулигина закончила Одесское художественное училище по классу Александра Ацманчука и Моисея Муцельмахера. А в 70-х увлеклась техникой старых мастеров, открыв для себя новую стилистику, отличающуюся подробной, тщательной детализацией. Увы, рафинированные, утонченные ее работы отнюдь не вписывались в господствующие в те времена стилистические живописные тенденции. Официальная критика и пресса крайне мало уделяли внимания Вере Кулигиной, считая ее художником левого толка, ориентировавшейся на «упадническое» искусство конца ХІХ - начала ХХ века, в историю мировой культуры вошедшее под названием «Мир искусства». Впрочем, она этого и не скрывала, в одном из своих интервью рассказав, насколько близки ей «мирискусники» с их ретроспективизмом и тщательной проработкой отдельных элементов.
Живопись Веры Кулигиной называли «салонной» - ярлык, во времена ярого отрицания любых личностно-субъективных тенденций отнюдь не сулящий официального признания. Но художница говорила открыто: «Я не равнодушна к... русскому декадансу, а также к ХVІІІ веку, к Франции, к барбизонцам». К тому же на ее творчество, безусловно, оказал влияние боготворимый ею учитель - художник-философ, художник-поэт Александр Ацманчук, также пришедшийся не ко двору в эпоху всепобеждающего соцреализма.
Работы Веры Кулигиной - изысканны, удивительно театрально образны. Феерично прелестен, декоративен летний пейзаж со старинным музеем. Удивительно теплы стволы
деревьев, листва жасмина у позолоченной солнцем скамьи - хранительницы поэтических тайн. Дочь же, Татьяна, на портретах, написанных Верой Кулигиной, предстает тургеневской девушкой, чистой и цельной, в огромных глазах которой - поэзия души.
Для Татьяны Гончаренко мать стала главным учителем живописного мастерства. Хотя в Грековке она занималась у таких замечательных мастеров, как Геннадий Гармидер и Сергей Лукин. Мать передала ей любовь и вкус к точнейшей передаче деталей, тонкости мазка. Научила видеть глубину и поэзию в пусть подернутых патиной времени и судеб, но все же обыденных вещах - их философию и драматизм. Тонкий, деликатный художник, Татьяна писала, не упуская малейших нюансов, изысканные натюрморты с фаянсовой и фарфоровой посудой, старинным стеклом, почерневшей бронзой, хрупкими листками раритетных нот и кулинарных рецептов... С первого взгляда, казалось, задачи перед собой ставила откровенно декоративные. Но завораживающие ее натюрморты - сродни крупным планам кинокартин - магически «втягивают» зрителя в свое пространство, где раскрываются сущности, души вещей. Здесь малахитово-зеленые яблоки рифмуются с изумрудным оттенком заката. Тыквенная сочная ярь - с бледным свечением кухонной утвари и бархатистой, плотной фактурой семян. А сияющие животворностью соков плоды перекликаются с золотом переплетов старинных книг. И каким одиночеством веет от ветхого стула, забытого у обшарпанной стены.
Возможно, они пытались создать на своих полотнах идеальный мир - увы, реальная современность наша романтических грез и ностальгических просветлений, пожалуй, и вовсе не предполагает. Может, потому так грустны и замкнуты в себе лица на портретах художниц? Пытались и сумели - увидеть, задержать нечаянную, ускользающую красоту мгновения, материального совершенства, душевного откровения. Не расплескать, сохранить, запечатлеть - скрупулезными тончайшими мазками. Оставив восхищенным зрителям свой семейный портрет в поэтическом интерьере.

Журналист: Александра Рыбакова
Подписаться на номер
Архив номеров
Год Номер выпуска
Свежий номер
Скачать номер
(PDF 12 250.98 КБ)
Архив всех номеров
Нравится ли вам газета Одесский вестник?

Нравится
Не нравится
Читаю другие издания

Конкурсные закупки
Copyright © 2007-2017 «Одесский вестник» Подписка Реклама Авторское право Письмо в редакцию О газете От редактора Издания

Контакты

г. Одесса, ул. Еврейская 4, 3 этаж
Карта проезда
Приемная: (048) 722-28-30
Коммерческая служба: (048) 711-76-63, (048) 731-42-27
e-mail: odvestnik@te.net.ua
Погода Курс Валют
USD '.$usd.' '; if($stat1=='_green') echo ''; else if($stat1=='_red') echo ''; echo '
EUR '.$eur.' '; if($stat2=='_green') echo ''; else if($stat2=='_red') echo ''; echo '
RUB '.$rub.' '; if($stat3=='_green') echo ''; else if($stat3=='_red') echo ''; echo '
Создание сайта - Yesgroup
Информация о сайте